Обычно люди просматривают объявления, выбирают 5-10 понравившихся и созваниваются. Во время телефоного разговора нужно попытаться выяснить дополнительную информацию чтобы сократить 5-10 вариантов до 2-3 на осмотр которых стоит поехать. Я обычно использую тактику двух созвонов.
Первый телефонный разговор:
Нужно узнать вин и гос номер автомобиля, а заодно понять кто перед вами посредник или собственник.
При первом телефонном звонке рекомендуется не проявлять экспертность в автомобильной сфере, а лучше сделать вид, что вы не сильно разбираетесь в этом вопросе. Это поможет создать расслабленную обстановку и может привести продавца в более открытое состояние.
При первом контакте скажите продавцу, что звоните по объявлению (не указывая конкретное объявление) и спросите что-то простое, например, о типе резины на автомобиле, не указывая модель конкретного авто. Если продавец спрашивает, о каком автомобиле идет речь, то это может быть признаком "перекупа" или салона. В таком случае, продолжать разговор можно только при исчерпании других доступных вариантов. Если вам сразу отвечают на интересующий автомобиль, это не гарантирует, что с вами говорит владелец. Бывают случаи, когда "перекуп" имеет несколько телефонов с наклейками, соответствующими разным моделям автомобилей.
Первые вопросы, которые стоит задать, должны быть простыми: "Как долго вы владеете авто?", "Почему вы продаете его?", "Происходили ли ДТП?", "Сколько владельцев было ранее?", "Оригинальный ли ПТС или дубликат?", "Каковы условия полиса ОСАГО и его срок действия?". Многие из этих данных можно проверить даже без осмотра автомобиля. Если с самого начала продавец начинает врать, вероятность успешной покупки снижается.
Теперь самое важное, ради чего проводился весь этот опрос. Попросите продавца предоставить или продиктовать вам вин-код и госномер автомобиля. Без вин-кода невозможно получить информацию о машине в базах данных. Если вам отказывают по нелепым причинам, связанным с безопасностью, то лучше завершить разговор. Нет веских оснований для скрытия вин-кода или закрашивания госномеров на фотографиях.
Проверка по базам
Используя вин и гос номер можно собрать больше информации об автомобиле. Обычно на это этапе отсеивается половина машин, по тому что выясняется что у них были большие ДТП в прошлом, есть подозрения на скрученный пробег или другие проблемы.
По разным оценкам от 40% до 60% автомобилей на вторичном рынке продаются со скрученным пробегом. Поэтому важно быть предельно внимательным. Подробнее о том как выявить скрученный пробег можно почитать здесь: https://obdservice.ru/kak-uznat-realniy-probeg-avto
Скрутить пробег в больших городах не сложнее чем заказать пиццу. Многие автоэлектрики предоставляют услуги по выездному «ремонту одометра». В Санкт-Петербурге продавец может заказать скрутку пробега в https://obdservice.ru и осложнить оценку автомобиля.
Поэтому важно провести оценку воспользовавшись любой базой. Есть как бесплатные, так и платные варианты.
Второй телефонный разговор
В ходе проверки обычно вскрываются проблемы. Обсудите их с продавцом. Так же узнайте больше информации о машине:
- Оригинальный ли ПТС и есть ли свободные места для записей?
- Есть ли крашенные или замененные элементы кузова? Есть ли трещины на лобовом стекле?
- Есть ли какие-либо проблемы с технической частью автомобиля не указанные в объявлении?
- Обслуживался ли автомобиль у официального дилера?
- Были ли выполнены плановые дорогостоящие работы? Менялись ли ремень ГРМ / цепь и масло в АКПП?
- Есть ли летняя/зимняя резина и в каком состоянии она?
- Спрашиваем о пробеге и других проблемах.
- Ненавязчиво поинтересуйтесь возможен ли торг по цене автомобиля?
Собрав чуть больше информации можно назначать встречу и ехать на осмотр.
Такая тактика разговора по телефону позволяет узнать больше о машине и не ездить на осмотр не подходящих вариантов.